Применение ботулотоксина типа А при головной боли

Польза ботулотоксина в лечении мигрени обнаружилась случайно. Многие, кто делал уколы ботокса от морщин, стали отмечать, что в период действия препарата реже болит голова. После этого были проведены специальные исследования и выяснилось, что ботулотоксин благоприятно влияет на мигрень. В настоящее время метод хорошо изучен и имеет уровень доказательности А.

Хроническая головная боль мучительна. Бывают ситуации, когда уже перестают помогать даже сильные обезболивающие.

Ботулинотерапия назначается именно при хронической мигрени, которая имеет следующие черты:

• частые приступы или голова болит постоянно — более 15 приступов в месяц от 3 месяцев и более
    • наблюдается недостаточный эффект от медикаментозного лечения или есть непереносимость лекарственных препаратов

В настоящее время стало понятно, что действие ботулотоксина при мигрени связано не только и не столько с его способностью расслаблять спазмированные мышцы на голове и шее, но прежде всего с его прямым обезболивающим действием - способностью блокировать высвобождение веществ, участвующих в формировании болевых ощущений.

Эффект от ботулотоксина действует определённый срок. Как правило, в первый год лечения потребуется делать повторные инъекции каждые 3 - 4 месяца. Длительность воздействия препарата зависит от индивидуальных особенностей организма. Через 2 - 3 процедуры врач определяет эффективность терапии и может увеличить интервал между инъекциями до полугода.

Как проходит процедура

Препарат вводится в точки лба, висков, затылка, задней поверхности шеи и надплечья. Инъекции, которые  проводятся тонким инсулиновым шприцом, малоболезненны и безопасны. Доза препарата рассчитывается каждому пациенту индивидуально в зависимости от клинической картины заболевания. Сеанс в среднем занимает около 15 минут.

Чтобы получить максимальный эффект, важно подобрать требуемую дозу и правильно ввести препарат. Поэтому выполнять процедуру следует обязательно у врача-невролога.

Преимущества ботулинотерапии в лечении головной боли и мигрени

Ботулинотерапия относится к профилактическим методам лечения мигрени, которые позволяют сократить частоту и выраженность приступов. Длительная терапия ботулотоксином может перевести хроническую мигрень в эпизодическую.

Преимущества метода:

• результат через 3 - 7 дней
    • длительность и выраженность эпизодов снижается на 3 - 4 месяца
    • небольшое количество противопоказаний и высокая безопасность
    • хорошо переносится пациентом
    • сочетается с другими методами терапии
    • имеет обратимый эффект
    • позволяет уменьшить количество или полностью сократить приём препаратов против мигрени

Как и прием лекарств, ботулотоксин приводит к урежению боли не у всех пациентов. Однако у ботулотоксина есть целый ряд положительных сторон. Всего одна процедура может дать вам значительное облегчение боли на несколько месяцев. Это позволяет отдохнуть от принимаемых обезболивающих, и их эффективность станет более высокой. Кроме того, при правильном применении, ботулотоксин не вызывает никаких побочных эффектов, потому что вводится локально в мышцы. Кроме того, инъекции ботулотоксина могут дать дополнительный косметический эффект, ведь часть точек введения располагается в лобных мышцах.

Противопоказания к ботулинотерапии:

• беременность, кормление грудью
    • ОРВИ
    • воспалительные процессы на лице и шеи
    • непереносимость компонентов препарата
    • миастения